Ошибки при обсуждении вопросов эсхатологии

Самые распространённые ошибки при обсуждении вопросов эсхатологии:

  1. Непонимание того, что нет полного святоотеческого толкования Апокалипсиса: архиепископ Андрей Кесарийский не в лике святых, к тому же достоверно неизвестно, в каком веке он жил. Как известно, некоторые списки этого толкования подписаны именем «монах Мефодий» и даже «Ориген».

  2. Игнорирование следующего факта: Апостол Павел не знал Апокалипсиса, ибо Апокалипсис был послан в девяностых годах, а Павел усечен в конце шестидесятых. То есть у Апостола Павла и зверь и лжепророк и сам Антихрист, который, согласно книге пророка Даниила, есть «глаза человеческие и уста, говорящие высокомерно» в небольшом роге зверя, сливаются в один образ.

  3. Существует согласие отцов, что Антихрист захватит власть в разрушенном Риме, а стало быть концепция «О Трех Римах» – верная. «Рим», если говорить современным языком, – это геополитический стабилизатор («сердце мира»). Его главная отличительная черта – наличие «материка» ортодоксальной Церкви.

  4. Представление об Антихристе как о «всемирном правителе» в современном понимании, то есть правителе всей планеты Земля, ошибочно и не имеет ни малейших оснований в святоотеческом Предании. Он один из политиков Рима, похищающий власть в нём и разрушающий его.

  5. Наиболее достоверным святоотеческим толкованием Откровения является учение святителя Иринея Лионского о «Тысячелетнем Царстве», то есть о «начале нетления». Это учение является учением Церкви. Оно – путеводная звезда для понимания Апокалипсиса.

  6. Мнение, что Антихрист сядет «в восстановленном Иуерусалимском Храме» – теологумен, то есть частное богословское мнение. «Согласия отцов» Церкви на этот счет не было. Блаженный Иероним в «Письме к Алгазии» толкует это место следующим образом: «И сядет в Храме Божием в Иерусалиме, как некоторые думают, или в Церкви, как более справедливо по моему мнению, выдавая себя за Христа и Сына Божия». Посмотрите, например, как тот же блаж. Иероним пишет о «согласии отцов» относительно захвата власти Антихристом в разделенной Римской империи: «Мы должны сказать то, что предали все церковные писатели (выделено мною – В.М.), – что при конце мира, когда будет разрушено царство римское, будет десять царей, которые разделят между собою мир римский, и восстанет одиннадцатый, небольшой, который победит трех из десяти…».

  7. Непонимание, что Антихрист – это не весь зверь, который есть государство (царство) , но лишь один из «рогов» его: «Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами, и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих. Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. Об этом он сказал: зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них [праздничные] времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (Дан. 7:19-25). «Вся земля» – земля «римская» и та, что «под Римом».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *