знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое

К тексту:
2:2

См. также: Ефесская церковьцерквам, находящимся в Асии.

εργον — 1) дело, действие; 2) труд, работа, занятие, деятельность; 3) произведение, работа, изделие, творение.
κοπος — 1) биение себя в грудь; 2) страдание, боль, неприятность; 3) труд;
υπομονη — терпение, выдержка, стойкость, постоянство, перенесение (трудностей), выносливость.

Здесь Откровение предлагает увидеть определённую символику в описании деяний Ангелов семи церквей. Параллельное место, разъясняющее данную фразу находим в первом послании апостола Павла Фессалоникийцам:

Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования (ἐλπίς еще переводится как «надежда») на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим. (1Фес.1:2-3)

Видимо не случайно дела, труд и терпение Ангела Ефесской церкви указаны в таком же порядке как и соответствующие деяния Фессалоникийцев, указывая на совершенство этих деяний, так как вера, любовь и надежда это основы христианской жизни. Апостол Павел часто в своих посланиях данные добродетели располагает именно в таком порядке:

дело — εργον
вера — πίστις
труд — κοπος
любовь — ἀγάπη
терпение — υπομονη
надежда, упование — ἐλπίς
1Фес.1:2-3 памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа
1Фес.5:8 облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения
Евр.6:10-11 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца
Кол.1:4-5 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, в надежде на уготованное вам на небесах
Тит.2:2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;

Если следовать теории, утверждающей, что семь церквей это семь периодов жизни Церкви, то Ефесская церковь это время апостолов и их учеников. В это время для христиан главные добродетели: вера, любовь и надежда являлись основой жизни. Однако уже тогда в людях начинает охладевать любовь:

Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. (Откр.2:4)

Иисус Христос, рассказывая ученикам о последних временах, предсказывал умаление любви:

и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. (Мф.24:12)

Вообще слово любовь упоминается в Откровении всего два раза: в посланиях Ангелам Ефесской и Фиатирской церквей. Также и слово труд, которое в Откровении может подразумевать любовь, встречается два раза, в послании Ангелу Ефесской церкви и в фрагменте:

И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними. (Откр.14:13)

В этом фрагменте также встречается слово дела. Но чем отличается дело от труда? Стоит обратить внимание, что греческое слово κοπος переводится ещё как страдание или боль. Таким образом проявлять любовь намного сложнее, а следовательно и важнее чем творить дела веры. Об этом говорит апостол Павел в первом послании Коринфинам, перечисляя дела веры и утверждая, что без любви они не приносят пользы делающему их (1Кор.13:1-3). А после даёт замечательную характеристику любви:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. (1Кор.13:4-7)

Последним в рассматриваемой фразе располагается слово терпение, которое как мы указывали ранее, может быть связано со словом надежда. Непосредственно слово надежда не встречается в Откровении, а слово терпение упоминается в посланиях к Ангелам Ефесской, Фиатирской, Филадельфийской церквей. Причём, если первая — Ефесская и пятая — Фиатирская церкви хвалятся за все добродетели, то предпоследняя — Филадельфийская являет только терпение, которое связано с надеждой на Бога. И это также соответствует тому, что говорил Иисус Христос о последних временах. Об охлаждении любви говорилось выше, про веру же написано в Евангелии от Луки следующее:

Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:8)

Что интересно, последняя, Лаодикийская церковь, которая не получила от Господа никаких похвал и видимо не имеет христианских добродетелей, продолжает называться церковью и сохраняет возможность покаяния.

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code