церковь

См. также: церквам, находящимся в Асии | семь церквей

Греческое слово εκκλησία переводится как «собрание» (преимущественно народное) или «церковь». В Септуагинте (Ветхом Завете на древнегреческом) оно используется как один из вариантов перевода еврейского קהל («кахал»), которое может иметь различные значения и переводиться разными словами:

Таким образом, слово εκκλησία в Септуагинте является синонимом слова συναγωγή и выбор того или другого варианта при переводе, зависит от переводчика. Только один раз εκκλησία и συναγωγή встречаются вместе в предложении. Этот фрагмент находится в книге Притч:

Едва не впал я во всякое зло среди собрания (εκκλησία) и общества (συναγωγή) (Прит.5:14)!

Здесь словом εκκλησία переведено еврейское קהל («кахал»), а словом συναγωγή слово עדה («эда»), которое в Пятикнижии и некоторых других книгах Ветхого Завета используется как синоним קהל («кахал») и в подавляющем большинстве встречается в словосочетании עדה ישׂראל («эда исраэль» — общество Израиля). В Септуагинте это словосочетание переводится как συναγωγὴ Ισραηλ или συναγωγὴ υἱῶν Ισραηλ («общество Израиля» или «общество сынов Израиля»). О том, что для переводчиков Ветхого Завета на греческий, слова קהל («кахал») и עדה («эда»), а так же εκκλησία и συναγωγή являлись синонимами, говорят следующие фрагменты:

Если же все общество (עדה  «эда», в Септуагинте — συναγωγή) Израилево согрешит по ошибке и скрыто будет дело от глаз собрания (קהל — «кахал», также συναγωγή), и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и будет виновно (Лев.4:13).

И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество (עדה  «эда», в Септуагинте — συναγωγή), все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа (קהל — «кахал», также συναγωγή) Господня (Чис.16:13)?

Иногда קהל («кахал») и עדה («эда») дополняют друг друга:

Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского(קהל  עדת  ישׂראל, в Септуагинте — παν το πληθος συναγωγηςυιων ισραηλ, т.е. «все множество общества сынов Израиля») вечером (Исх.12:5-6)

И пали Моисей и Аарон на лица свои пред всем собранием общества(קהל  עדת, в Септуагинте — πασης  συναγωγης — «всем обществом») сынов Израилевых (Чис.14:5).

Однако можно предположить, что когда речь идет о קהל («кахал»), имеется ввиду совет старейшин, а когда о עדה ישׂראל («эда исраэль»), то о всем народе Израиля.

Во всех других местах Ветхого Завета, где слово עדה («эда») не относится к Израилькому народу, оно может описывать и «скопище злых» (Пс.21:17) и «стадо волов» (Пс.67:31) и «сонм богов» (Пс.81:1), Синодальный перевод предлагает разные варианты, однако в Септуагинте עדה («эда»), как правило, переводится словом συναγωγὴ.

Совсем другая ситуация в Новом Завете, слова εκκλησία и συναγωγή упоминаются здесь соответственно 114 и 56 раз (ἐκκλησία встречается в 2 раза чаще) и имеют вполне определенные значения, что отражено в Синодальном переводе. Слово συναγωγή означает собрание иудеев, т.е. синагогу, а слово εκκλησία — собрание христиан, т.е. Церковь.

Наблюдается интересная закономерность: слово εκκλησία упоминается в первой книге Нового Завета, которой является Евангелие от Матфея, всего два раза, в отличие от слова συναγωγή (9 раз):

Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты—Петр, и на сем камне Я создам Церковь (εκκλησία) Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:17-18).

Если же не послушает их, скажи церкви (εκκλησία); а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь (Мф.18:17).

А слово συναγωγή упоминается всего два раза в Откровении — последней книге Нового Завета:

Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище (συναγωγή) сатанинское (Откр.2:9).

Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища (συναγωγή), из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, —вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя (Откр.3:9).

Слово εκκλησία встречается в Откровении 20 раз (почти в 2 раза чаще чем συναγωγή в Евангелии от Матфея).

Так что же представляло из себя собрание христиан (εκκλησία), во времена написания книги Откровение? Вот что пишет в своей книге «Митрополиты в первые три века христианства» профессор церковного права Гидулянов Павел Васильевич (1874-1937):

По древнему воззрению, всякая отдельная христианская община свободна, независима и является отражением на земле небесной церкви Божией. Высшая власть в ней принадлежит εκκλησία, общинному собранию, членами которого являлись все верные общины, со включением в начале, как кажется,  даже женщин. Глава εκκλησίας — Христос. Он невидимо присутствует в собрании общины и через него осуществляет свою волю. Вследствие этого εκκλησία действует от Его имени. Этим само собой исключается всякая должностная власть, которая стояла бы над собранием. [..] Слово Божие господствует над христианской общиной и дает решение по всем вопросам общинной жизни. Шла ли речь об избрании известного лица на службу церкви, разрешении от греха, церковном наказании и т.п., в каждом отдельном случае решало Слово Божие, которое выражало свою волю чрез посредство одаренных особою харизмою лиц, именно: апостолов, пророков и дидаскалов[1].

Апостолы, выйдя на проповедь христианства, в первую очередь обращали внимание на города, соединенные сетью римских дорог, в которых были иудейские общины. Результатом проповеди было образование в этих городах малых христианских общин. Торговые и другие отношения, связывавшие эти города с другими близлежащими городами и местечками способствовали распространению христианства и образованию общин повсеместно. Формально все христианские общины были равны между собой, однако такие факторы как значение города, размер самой общины, способность общины оказывать помощь (в т.ч. материальную) другим общинам, имели немалое значение. Таким образом, постепенно на первый план выходят общины Рима, Антиохии (где последователи Христа стали называться христианами), Александрии; в Асии: Ефеса и Смирны; в Иудее: Иерусалима и Кесарии, а также других крупных городов Римской Империи[1].

Первые христиане не строили храмов, а собирались для преломления хлеба, т.е. совершения евхаристии, в специально снимавшихся для этого помещениях или в домах состоятельных единоверцев. При этом выбиралось просторное помещение, предпочтительно на верхних этажах дома, в русском переводе «горница» (ὑπερῷον — «верхнее помещение»). Это подтверждают и археологические находки. В Риме сохранились развалины сдававшихся внаем домов и небольших терм, превращенных в храмы (остатки которых найдены под поздними церквами). В них на первом этаже обычно располагались таверны, а второй был приспособлен для собраний общин[2]. Так например собрание христиан в Троаде, где апостол Павел воскресил упавшего из окна юношу, проходило на третьем этаже (Деян.20:7-12).

Хотя, как говорилось выше, церковь не имеет над собой начальника, кроме Христа, однако для руководства повседневной жизнью общин, апостолами поставлялись епископы (ἐπίσκοπος — «блюститель», «надзиратель»), которые в Новом Завете называются также пресвитерами (πρεσβύτερος — «старец», «старейшина»):

Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (πρεσβύτερος), как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ (ἐπίσκοπος) должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит.1:5-9).

Сведения о жизни первых христиан мы можем найти в Новом Завете. Из небиблейских свидетельств о первых христианах, наверное самым известным, является Апология — письмо в защиту христиан, которое написал к правившим тогда императорам (датировка Апологии находится в границах 139-150 гг.) будущий мученик за Христа, Иустин Философ (ок. 100—165 гг.).

Вот что пишет Иустин о приеме новых членов в общину:

Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. [..] После того, как омоется таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым братьям в общее собрание для того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном и о всех других повсюду находящихся, дабы удостоиться нам, познавшим истину, явиться и по делам добрыми гражданами и исполнителями заповедей, для получения вечного спасения. По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием. Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего и подробно совершает благодарение за то, что Он удостоил нас этого. После того, как он совершит молитвы и благодарение, весь присутствующий народ отвечает: аминь. Аминь — еврейское слово — значит: да будет. После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа, так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют. Пища эта у нас называется евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос[3].

Фрагмент о богослужении:

В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончил молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом — аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов. Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля: а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах, о странниках издалека, вообще печется о всех находящихся в нужде. В день же солнца мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых. Распяли Его накануне Сатурнова дня (т.е. Субботы), а в день после Сатурнова дня, т.е. в день солнца, Он явился апостолам Своим и ученикам и преподал им то, что представили мы и на ваше усмотрение[3].

 


[1] П.В. Гидулянов. Митрополиты в первые три века христианства. Москва 1905.

[2] Раннехристианская архитектура Римской империи http://antique.totalarch.com/gha_roma/4

[3] Мученик Иустин Философ. Апологии https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof/apologia/

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code