семь звезд

К тексту:
1:16
1:20
2:1
3:1

«Звезда» на еврейском — כּוכב (кокаб), в Септуагинте כּוכב переводится словом αστηρ. В Ветхом Завете «звезда» часто используются как символ. Когда Бог говорит о будущем потомстве Авраама, то сравнивает его количество с числом звёзд на небе:

И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт.15:5).

Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря (Быт.22:17).

Умножу потомство твое, как звезды небесные (Быт.26:4).

Другие книги Ветхого Завета также предлагают подобное сравнение (Втор.1:10; Втор.10:22; Втор.28:62; 1Пар.27:23; Неем.9:23; Иер.33:22).

В пророческом сне Иосифа, звёзды являются образами 11 сыновей Иакова:

И видел он еще другой сон и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне (Быт.37:9).

В Библии жизнь праведников сравнивается с сиянием звёзд:

И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде—как звезды, вовеки, навсегда (Дан.12:3);

а рождение праведника с восхождением звезды, что мы видим в пророчестве Валаама о Зоровавеле, которое относится и к Иисусу Христу (Мф.2:2):

Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ.24:17).

В Ветхом Завете с упоминанием звёзд часто соседствует или соответствует ему понятие «воинство небесное» (צבא השׁמים  саба хашамаим):

И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им (Втор.4:19).

И пойдет и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел (Втор.17:3).

И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах Иудейских и окрестностях Иерусалима, —и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному (4Цар.23:5).

И раскидают их пред солнцем и луною и пред всем воинством небесным, которых они любили и которым служили и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись (Иер.8:2).

Здесь «воинство небесное» отождествляется с падшими ангелами или языческими богами, поклонение которым запрещено народу Израильскому. Другие места Библии говорят о «небесном воинстве» или звёздах, которые сотворены Богом, служат и поклоняются Ему, с этим может быть связано наименование Бога Господом Саваофом (הצבאות  «саба от», т.е. «Господь воинств»):

Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его—все воинство их (Пс.32:6).

Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются (Неем.9:6).

И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его (3Цар.22:19).

На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости (Иов.38:6-7)?

Однако часть ангелов, под предводительством денницы (הילל — «гилель», в переводе «утреняя звезда» или «люцифер»), отпала от Бога, что описывается в книге пророка Даниила и Откровении:

От одного из них вышел небольшой рог, который чрезвычайно разросся к югу и к востоку и к прекрасной стране, и вознесся до воинства небесного, и низринул на землю часть сего воинства и звезд, и попрал их (Дан.8.9-10).

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр.12:4).

Обозначение одушевленных ангельских сил и неодушевленных светил при помощи одного выражения отражает обычное для древних представление об окружающей действительности. Оно коренилось в их понимании мира как существа одушевленного. Объяснение этому одни из них находили в том, что мир оживотворяется Самим Богом, другие — в том, что мир полон богов[1].

В Откровении «семь звезд» встречается 5 раз, причем значение этого символа частично раскрывается в самом тексте Откровения:

Он держал в деснице Своей семь звезд (Откр.1:16).

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей (Откр.1:20).

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей (Откр.2:1).

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд (Откр.3:1).

Рассмотрим как толкуют понятие «семь звезд» комментаторы Откровения.

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):

Григорiй Богослов, разумея настоящую главу, говорит, что церкви названы звездами образно — по их чистоте и светлости[2].

Под семью звездами или Ангелами, которые блаженными Иринеем и Епифанием упоминаются под именем семи небес, следует здесь разуметь управление небесными чинами, содержимое, как и все концы земли, десницею Христовою, ибо, по обетованию, Он ходит посреди церквей и управляет мiр святыми Ангелами[3].

Святитель Феофан Затворник (1863 — 1866):

Что ангелы семи церквей? Епископы, представители тех церквей. Это видно из того, какие речи обращает к ним св. Иоанн[2].

Церковный писатель Апрингий († сер. VI в.):

Звезды в правой руке Божьей — это души святых, или все собрание верных, которые были и которые будут до скончания мира[2].

Русский церковный писатель Лопухин Александр Павлович (1852 — 1904):

Древние толкователи [Андрей Кесар., Арефа, Икумений.] под этими Ангелами разумеют бесплотных духов — Ангелов хранителей; новейшие хотят видеть символических Ангелов [Ebrard.]. Но лучше всего остановиться на том толковании, по которому здесь под Ангелами разумеются епископы как представители церквей [Иустин Философ, блаж. Августин, Hengstenberg, Luthardt, Kliefoth и др.]. Таким образом, по изображению Апокалипсиса христианские архипастыри всегда в руке Божией, и Бог для них постоянный покровитель, наставник и судия[2].

Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащимся в первой главе. Выражение «семь звезд» упоминается дважды, сначала при обращении к Ангелу Ефесской церкви, а затем при обращении к Ангелу Сардийской церкви:

rev1


[1] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Воинство небесное http://www.pravenc.ru/text/155128.html

[2] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:01:19

[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:02:01

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code