десница | правая рука

К тексту:
1:16
1:17
1:20
2:1
5:1
5:7
10:5
13:6

В Библии правая рука, как правило, обозначается одним словом, на еврейском это ימין («ямин» — буквально «правая» сторона или рука), на греческом — δεξιός (также «правая» сторона или рука). На церковнославянском и во многих случаях в Синодальном переводе, правая рука — «десница». Также правая рука означает юг, а левая (שׂמאל — «смол», на церковнославянском «шуйца») — север (Быт.14:15)[1].

В Священном Писании правая рука, является символом могущества и силы, а место одесную, т. е. по правую руку — символом благоволения[2]. У иудеев существовал обычай клясться правою рукою, что подтверждается словами: Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею (Ис.62:8). При клятве иудеи, по примеру Господа (Втор.32:40), поднимали свою правую руку к небу (Быт.14:22). Отсюда выражение: которых уста говорят суетное, и которых десница — десница лжи (Пс.143:8). Также при благославении возлагалась правая рука на голову благословляемого. Если благославлялись двое детей одновременно, то на первенца возлагалась правая рука, а на второго ребенка левая, указывая на преимущество первенца (Быт.48:13-14;17-18). Подавать кому либо свою правую руку служило знаком дружбы (Гал.2:9). Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести (3Цар.2:19)[2]. В притче о втором пришествии Иисуса Христа, Царь ставит овец (праведников) справа от Cебя, а козлов (грешников) — слева (Мф.25:31-34;41).

Действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего (Пс.76:11), сражающей врага и освобождающей Его народ (Исх.15:6,12; Пс.19:7; 20:9). Так, после смерти Иисус был «вознесен десницею Божиею» (Деян.2:33), как возвестил об этом псалмопевец (Пс.117:16)[1][2]. Вообще в Псалтири чаще чем в других книгах Священного Писания упоминается десница Божия, спасающая (Пс.19:7; Пс.43:4Пс.59:7Пс.107:7Пс.108:31; Пс.137:7) и укрепляющая (Пс.17:36; Пс.62:9; Пс.79:16-18; Пс.138:10), а также поражающая врагов (Пс.20:9Пс.73:11; Пс.97:1). Псалмопевец восклицает «блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:11).

В Откровении правая рука упоминается 8 раз. Из них 4 раза говорится о деснице Иисуса Христа:

Он держал в деснице (εν τη δεξια χειρι — в правой руке) Своей семь звезд (Откр.1:16);

И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу (την δεξιαν) Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний (Откр.1:17);

Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице (επι της δεξιας) Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Откр.1:20);

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице (ἐν τῇ δεξιᾷ) Своей (Откр.2:1).

Два раза о деснице Сидящего, в которой Он держит книгу:

И видел я в деснице (επι την δεξιαν) у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр.5:1);

И Он пришел и взял книгу из десницы (ἐκ τῆς δεξιᾶς) Сидящего на престоле (Откр.5:7).

Один раз Ангел клянется, поднимая свою руку к небу. Причем в древних рукописях указывается на правую руку:

И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою (в древних текстах пишется την χειρα αυτου την δεξιαν — «правую свою руку») к небу (Откр.10:5);

И один раз говорится о том, что на правые руки людей будет положена печать антихриста:

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их (επι της χειρος αυτων της δεξιας) или на чело их (Откр.13:16).

Далее упоминается об этой руке без уточнения, что она правая (Откр.14:9; 20:4).

Рассмотрим какие символы предлагают увидеть комментаторы Откровения в упоминании десницы Бога.

Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.) о деснице Иисуса Христа:

Не смог бы выжить святой Иоанн, будучи в ужасе, не дотронься до него спасительная десница Сына Божия, которая одним прикосновением произвела столь многие чудеса[3];

и далее о деснице Сидящего:

Книга была в деснице Божией, это, как я основательно полагаю, пути святых, поступавших праведно в древности[4].

Епископ Примасий Карфагенский (VI век) о деснице Сидящего:

В деснице — то есть во Христе, ибо Он есть длань Бога, Он — десница Отца; иначе говоря — в блаженстве вечном[4].

Под десницею сей мы должны понимать счастье победы, а не как плотскую десницу, как будто сказано, что Он принял книгу из какой-то другой десницы Отца, хотя Отец и Сын — одно и то же, и Сам Сын является десницей Отца; но так как всегда побеждает через своих Тот, Кто сказал: Радуйтесь: Я победил мир (Ин 16:33), и так как Он сделал Свою Церковь победительницей, то сказано, что от Нее Он и принял книгу[5].

Русский церковный писатель Лопухин Александр Павлович (1852 — 1904):

Десница Сидящего служит символом и Божественного всемогущества, и Божественной промыслительной деятельности[4].

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.) пишет, что печать на правых руках будет положена для пресечения делания правых и добрых дел. А епископ Примасий Карфагенский (VI век) считает, что рука вообще, обозначает дела, а десница на которую будет положена печать — притвор­ное благочестие[6].


[1] Архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/1230

[2] Словарь библейского богословия. Под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана http://katolik-gomel.by/images/slovar.htm

[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:01:17

[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:05:01

[5] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:05:07

[6] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:13:14

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *