слово Божие

К тексту:
1:2
1:9
6:9
19:13
20:4

Понятие «слово Божие» происходит из Ветхого Завета. В этой фразе еврейское слово דבר (давáр — буквально «вещь», «предмет»), переводится как «слово», хотя означает не «слово» в грамматическом смысле, как часть предложения, а слово как живое высказывание, разговор, речь как слово, наполненное смыслом[1]. В Новом Завете «слово» — это λόγος (логос).

Слово Божие в Ветхом Завете

В Ветхом Завете «слово Божие» может означать как непосредственно слово Бога, так и слова пророков, «словом Божиим» может называться и Священное Писание[1].

Когда говорится о непосредственно слове Бога (В Ветхом Завете 6 раз) или о слове Яхве, то речь идет не просто о высказывании Бога, а о выражении Его силы (Ис.55:11). Высшим выражением силы Божиего слова является сотворение мира[1]:

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт.1:3).

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды (Быт.1:6и т.д.

По силе воздействия слово Божие подобно молоту, разбивающему скалу (Иер 23:29). Слово Бога пребудет вечно (Ис 40:8), человек живет словом, исходящим из уст Господа (Втор 8:3). Не слушающий слова Господа подвергается суду Господню (Ам.8:11-13)[1].

Речь пророка может быть названа «словом Божиим», если он выступает не от своего имени, а передает Божие откровение (3Цар 22:19; Ис 7:7-17; Иер 7:2-7). Пророки потому и являются пророками, что они возвещают слово Божие (Иер 23:28; 27:18). Истинный пророк отличается от лжепророка тем, что все предсказанное истинным пророком сбывается. Таким образом, истина слова Божиего и истинность пророка выявятся сами собой (2Пар 18:24-27, 33-34;  4Цар 9:31-37; Иер 28:15-17)[1].

Если слово Божие зафиксировано в письменном виде (Исх 24:4-8), то такая запись также называется Словом Божиим. Если первоначально «слово Божие» было словом Бога в конкретной ситуации, то вместе с его письменной фиксацией и собиранием таких отдельных «слов» выражение «слово Божие» применительно к Священному Писанию может подразумевать как отдельное слово (Притч 13:13), так и собрание священных текстов в целом (2Пар 29:15)[1].

Слово Божие в Новом Завете

В Новом Завете выражение «слово Божие» может употребляться в его в ветхозаветных значениях: как выражение могущества Бога (Евр.11:3; 2Пет.3:5), как откровение Бога отдельному человеку (Лк 3:2), как обозначение Божьей воли, зафиксированной в Законе (Мк 7:13; Рим.3:2). Однако именно в Новом Завете словосочетание «слово Божие»  получает совершенно новое, исключительное значение: оно стало означать то единственное Слово Божие, Которое есть Иисус Христос[1]:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин.1:1-4).

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин.1:14).

[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: `Слово Божие’ (Откр 19:13).

В Откровении выражение «слово Божие» встречается 5 раз. Один раз, как упоминалось выше, «Слово Божие» — это имя Иисуса Христа. Ниже рассмотрим как комментаторы Откровения толкуют этот фрагмент.

Епископ Примасий Карфагенский (VI век):

Если никому не позволено знать Его имя, почему здесь Он открыто называ­ется Словом Божьим? Когда мы читаем:Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин 3:13), мы должны понимать, что если какой-либо из членов взойдет, то ему позволено будет взойти во Главе и через Главу, Которая, дав обетование своим членам, позволила им надеяться; а исполнив это, дала возможность восхождения. Так и здесь говорится, что доступное познанию Его невесты познал только Христос, через Которо­го и в Котором Церковь получает наставление[3].

Церковный историк Беда Достопочтенный (637 — 735):

Он зовется Слово либо потому, что в существе Его природы нет ничего видимого или телесного, либо потому, что Отец сотворил все через Него. Как было сказано выше, полное познание Его природы доступно лишь Ему Самому и Отцу. Мир Божий <… > превыше всякого ума (Флп 4:7), то есть тот мир, которым Сам Бог живет в мире с Собой, превосходит разумение всякого создания — и человеческое разумение, и даже разумение ангелов. Ибо разум Его неизмерим (Пс 146:5). И когда говорится: и кому Сын хочет открыть (Мф 11:27), — имеется в виду, что знающий Сына и Отца знает Их в меру своего тварного понимания[3].

Русский церковный писатель Лопухин Александр Павлович (1852 — 1904):

Иисус Христос является в мир второй раз и подобно тому, как о Его первом пришествии сказано было: «Слово плоть бысть», так и при втором пришествии Он назван Словом Божиим, как предвечный сын Божий[3].

В остальных случаях фраза «слово Божие» встречается в паре с выражением «свидетельство Иисуса Христа» или с подобными ему по смыслу:

И Он показал, послав [оное] через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр.1:1-2).

Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр.1:9).

И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели (Откр.6:9).

И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою (Откр.20:4).

Можно предположить, что выражение «слово Божие и свидетельство Иисуса Христа» означает здесь, в совокупности, Ветхий и Новый Заветы. Так как во время написания Откровения Новый Завет еще не был канонизирован, то выражение «слово Божие» можно применить к Священному Писанию христиан и иудеев, т.е. к Ветхому Завету, а «свидетельство Иисуса Христа» — к Новому Завету, который позже станет Священным Писанием христиан. Такое предположение подтверждается комментарием византийского богослова Экумения, епископа Триккского (†. ок. 945 г.), где «слово Божие» называется Ветхим Заветом:

Ибо, как сказано, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за Церковь, которую они имели. Это значит: я видел души мучеников на высочайшем месте; ибо они были помещены на наднебесном жертвеннике. О каковых мучениках он и говорит следом, что они были закланы за священное слово Ветхого Завета и за церковь, или синагогу, которая была у них[2].

 


[1] Библейская Энциклопедия Брокгауза. Фритц Ринекер, Герхард Майер https://www.bible-center.ru/dict/brodict/s/slovo_bozhje

[2] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:06:09

[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:19:13

Rating: 4.0. From 1 vote.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code