подобный Сыну Человеческому

К тексту:
1:13
14:14

В Ветхом Завете есть одна точная аналогия выражению «подобный Сыну человеческому», содержится она в книге пророка Даниила:

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему (Дан.7:13).

Здесь еврейское כבר אנש (кэвар энаш — «как сын человека») отличается от часто встречаемых в Ветхом Завете выражений בן אדם (бэн адам — «сын Адама») и  בן אנושׁ (бэн энош — «сын Еноса»), которые в Септуагинте также переводятся как «сын человеческий» (Пс.79:18; Пс.143:3; Ис.51:12; Иез.2:1 и пр.), и означают просто «человек».

Священник Александр Мень в своем Библиологическом словаре пишет, что образ «Сына Человеческого» из книги пророка Даниила нельзя отождествлять с человеком в обычном смысле слова, ибо «Сын Человеческий» грядет на облаках небесных, что является атрибутом Теофании (Богоявления). В еврейских апокрифах (1-ая книга Еноха, 46:3-4; 62:7-9) понятие «Сын Человеческий» обретает ярко выраженные мессианские черты. Иисус Христос постоянно называет Себя «Сын Человеческий», тем самым указывая и на Свою человеческую природу, и на Свое мессианское достоинство[1].

В Евангелиях выражение «Сын Человеческий» (ὁ Υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου) встречается как правило в высказываниях Иисуса Христа о Себе Самом (Мф.8:20; Мк.2:10; Лк.5:24; Ин.1:51 и пр.). В остальных книгах Нового Завета эта фраза встречается 5 раз. Два раза по отношению ко всем людям:

потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (Еф.3:3-5)

Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? (Евр.2:5-6)

и 3 раза по отношению к Иисусу Христу:

Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога (Деян.7:55-56)

Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом (Откр.1:12-13)

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп  (Откр.14:14)

Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (ум. ок. 945 г.) так толкует фрагмент о «Сыне Человеческом» :

Сыном Человеческим, ради нас смирившим Себя до рабского облика, он называет Христа, Который, согласно божественному псалмопевцу, стал плодом чрева (Пс 126:3), а именно чрева не познавшей брака приснодевы Марии. Ведь поскольку Мария — человек и наша сестра, то Тому, Кто произведен ею на свет бессемейным образом, Богу Слову по плоти, естественно быть поименованным Сыном Человеческим. И апостол излагает осмотрительно, говоря не о Сыне Человеческом, но оподобном Сыну Человеческому, еще и [потому, что Он] — Эммануил , Бог и Господь всего вообще[2].

 


[1] Библиологический словарь. Александр Мень http://enc-dic.com/men/Sn-chelovecheski-1496.html

[2] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:01:13

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code