Ангел

ἄγγελος — 1) вестник, посланец, гонец 2) весть, известие, сообщение 3) ангел.

В Библии слово «ангел» (евр. מלאך — «малáх», буквально «посланец») встречается более 300 раз (в Откровении около 80 раз) и употребляются для обозначения как обычных посланников (Быт 32:3; Иак 2:25 — в Синодальном переводе — «соглядатаи»), так и вестников (пророков, священников), посланных Богом (Агг 1:13; Мал 2:7; Мф 11:10), но чаще оно обозначает небесных посланников Бога[1].

Небесный ангел является бесплотным, бессмертным существом, наделенным разумом, свободной волей и могуществом. Ангелы — служебные духи (Евр.1:14), сотворенные Богом для того, что-бы нести Божью волю людям, вести войну с врагами Бога или служить Богу другим образом. Они либо с безупречной верностью исполняют это назначение, либо, раз и навсегда отпав от Бога, становятся злыми духами или бесами — врагами Бога и людей (Откр.12:9; Иуд.1:6; 2Петр.2:4)[2].

Не существует однозначного мнения о природе ангелов. Одна точка зрения предполагает, что ангел — чисто духовное существо, другая, что ангел обладает особого рода «духовным» телом, которое можно назвать «невещественным» лишь относительно, по сравнению с «дебёлой» вещественностью нашей плоти. Впрочем и духовная природа ангелов по сравнению с Богом оказывается грубой и вещественной[3]. Природа ангелов часто описывается через уподобление наиболее тонкому, легкому и подвиж­ному в материальном мире — огню, ветру и особенно свету. Согласно распространенному мнению ранне­христианских богословов (приведенному, например, у Климента Александрийского в «Выписках из Феодота», XII, 23), ангелы сотворены из «мыслящего огня». Старая традиция предполагала особую связь ангелов со светилами небесными, и притом как по признаку огненности, так и по признаку стройности, размеренности и упорядоченности. В этой связи стоит вспомнить, что библейское словосочетание «воинство небесное», означающее ангелов, изначально прилагалось именно к светилам. Что касается ветра, то пригодность этого образа для характеристики природы ангелов объясняется тем, что древне-еврейский, арамейский и арабский языки обозначают понятия «дух» и «ветер» одним и тем же словом (по-еврейски — «руах», по-арамейски — «руха», по-арабски — «рух»). Псалмопевец обращается к Господу с такими словами[2]:

Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра (или «духов»). Ты творишь ангелами Твоими духов (или «ветры»), служителями Твоими—огонь пылающий (Пс.103:3-4).

Здесь образы огня, духа, ветра и ангелов объеденены в единый образ. Возможно природа ангелов преодолевает границу между материальным и немате­риальным, размыкает её[2].

Интересен вопрос об отношении природы ангелов к пространству и времени. Из Священного Писания видно, что ангелы определенным образом локализуются и перемещаются в пространстве (Лк. 1:38; Лк. 2:15), однако это не локализация и перемещение физических тел, доступные нашему знанию, а нечто качественно иное. В толкованиях на «Песнь песней» св. Григорий Нисский  пишет, что движение Серафимов (ангелов, стоящих вокруг Бога) настолько стремительно, что как бы совпадает с полным покоем. Жизнь ангелов не является полностью отрешенной и от времени, поскольку они не обладают неизменностью Бога, что видно из факта отпадения тех ангелов, которые стали бесами. Также бытие ангелов не знает непрерывной текучести, присущей всему земному, поэтому их выбор обладает свойством окон­чательности[2].

Ангелы — невидимые для человеческого глаза существа. При явлении они обычно принимают облик, подобный человеческому, почему Священное Писание иногда именует их «мужами» или «людьми» (Нав.5:13-14; Мк.16:5; Деян.1:10). Но это, по-видимому, имеет такой же смысл, как то, что они обращаются к человеку на понятном языке, и не позволяет строить домыслов об их антро­поморфности. Более того в видении Иезекииля ангельские существа имеют облик огненных колес (Иез.1:15-18;10:9— 13)[2], а к Моисею ангел является в пламени огня из среды тернового куста (Исх.3:2). Ангел, приносящий весть от Бога или действующий по Его поручению, нередко называется Ангелом Господним (מלאך יהוה — Ангел Яхве). Иногда бывает трудно провести разграничение между Яхве и Его ангелом, когда о Яхве говорится безотносительно к человеку, Бог именуется как «Яхве», если же человек вступает с Ним в общение, то Он уже именуется «Ангел Яхве» (Быт.18:1-2; Исх.3:2-6; Исх.13:21-22,14:19). В Новом Завете (наряду с толкованиями раввинов) говорится об участии ангелов в передаче Закона на горе Синай (Деян 7:53; Гал 3:19 и Евр 2:2)[1]. Обращает на себя внимание и то, что ангелы не только являются людям и беседуют с ними, но ещё и действуют в нашем мире: выводят за руки семью Лота из Содома (Быт.19:15), поражают людей (2Сам.24:16; 4Цар.19:35; 2Хрон.32:21), ангел возмущает воду (Ин.5:4), ангел отваливает камень от гроба Иисуса (Мф.28:2), ангел открывает двери темницы (Деян.5:19) и пр..

Церковь единодушно исповедует веру в то, что к каждому человеку приставлен ангел-хранитель, сопровождающий его на всех путях жизни. Согласно Библии ангелы также ведают народами (Дан.10:13) и стихиями (Откр.16:5), а Откровение начинается обращением Иису­са Христа к ангелам семи церквей. Даже если под ангелами церквей следует подразумевать епископов, то сама возможность такого образного выражения говорит о служении ангелов как хранителей уже не отдельных веруюших, но целых общин[2]. Наиболее известные и значительные в Библии ангелы имеют собственные имена, среди них Михаил (Дан.10:13; Иуд.1:9; Откр.12:7) и Гавриил (Дан.9:21; Лук.1:19).

 


[1] Библейская Энциклопедия Брокгауза. Фритц Ринекер, Герхард Майер http://www.bible-center.ru/ru/dict/brodict/a/angel

[2] Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь под редакцией Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова http://www.libros.am/book/read/id/225921/slug/sofiya-logos-slovar

[3] Святитель Феофан Затворник. Душа и ангел — не тело, а дух http://verapravoslavnaya.ru/?Feofan_Zatvornik__Dusha_i_angel

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *