семь золотых светильников | семь светильников

К тексту:
1:12
1:13
1:20
2:1

λυχνία — 1) подсвечник; 2) светильник.

Если брать более точный перевод, то нужно читать «семь золотых подсвечников». Словом λυχνία в Септуагинте переводится еврейское слово מנורה (менора). Непосредственно светильник, это λύχνος, что хорошо видно в евангельском тексте:

Никто, зажегши свечу (λύχνος), не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике (λυχνία), чтобы входящие видели свет (Лк.11:33).

Далее, в Откровении, объясняется, что означают эти семь светильников или подсвечников:

семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей (Откр.1:20).

Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (ум. ок. 945 г.), толкует этот фрагмент так:

Семь подсвечников, как Иоанн толкует позднее, есть семь церквей, о которых ему было повеление написать. Подсвечниками же он их назвал потому, что они несут на себе свет славы Христовой. В самом деле, он не называет их светильниками, но подсвечниками. А этому подсвечнику не свойственно светить: но несет на себе то, что может светить. И Христос умным светом освещает Свои церкви. Ведь подобным образом святой апостол увещевает принявших веру: будьте, как светила в мире, содержа слово жизни. Поистине, как это светило не содержит света само по себе, но принимает в себя свет, который поступает извне, так и здесь евангелист видит церкви в образе подсвечников, а не светильников. Ибо сказано о Христе: ты сияешь с гор вековечных, — допустимо предположить, что это сказано об ангельских силах — и опять же по отношению к Отцу: Пошли свет Твой и истину Твою (Пс 42:3). И снова: свет лица Твоего, Господи [спас их]. Соответственно, и причастники божественного света упоминаются то как светочи, то как подсвечники. Золотымиже он называет подсвечники по причине чести и превосходства тех, кто был удостоен принять божественное осияние[1].

В Ветхом Завете также есть подобные образы. Господь повелел Моисею сделать светильник из чистого золота для Скинии Завета:

И сделай светильник (λυχνία) из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него; шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на [всех] шести ветвях, выходящих из светильника; а на [стебле] светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; у шести ветвей, выходящих из [стебля] светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под [третьими] двумя ветвями его. Яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь [должен] [быть] чеканный, цельный, из чистого золота. И сделай к нему семь лампад (λύχνος) и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его; (Исх.25:31-37)

В книге пророка Захарии:

И возвратился тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают человека от сна его. И сказал он мне: что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник (λυχνία) весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад (λύχνος) на нем, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; и две маслины на нем, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее. (Зах.4:2-4)

Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащимся в первой главе. Среди них есть и упоминание о семи светильниках:

rev1


[1] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:01:12

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *