Ефес

К тексту:
1:11

Ефес (греч. Ἔφεσος, лат. Ephesus) — древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (совр. Малый Мендерес), южнее Смирны (совр. Измир) и западнее города Сельчук (современная территория Турции)[1].

Эфес

Географические координаты 37°56′23″ с. ш. 27°20′27″ в. д. (G)

В 1869 году английскими учёными были произведены первые археологические раскопки основанного Лисимахом города на горе, в результате которых миру была открыта красота античного города. В настоящее время археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров, находится в окрестности турецкого города Сельчук[1].

Окрестности Эфеса были населены ещё в эпоху неолита, о чём свидетельствуют раскопки курганов Арвальи и Кукуричи. В ходе раскопок последних лет были найдены поселения раннего бронзового века у холма Аязулук. В 1954 году неподалёку от развалин базилики Св. Иоанна было найдено кладбище микенской эпохи (1500—1400 гг. до Р. Х.). Среди находок были изделия из керамики. Судя по хеттским источникам, город носил название Апаша (Апаса), откуда происходит более позднее «Эфес», и был краткое время столицей конфедерации или царства Арцава, враждебного хеттам и союзного ахейцам. В постхеттскую эпоху бронзового века Эфес был столицей небольшого карийского государства, затем заселён греками-ионийцами из Афин[1].

В 27 г. до Р. Х., при императоре Августе, город стал фактически столицей римской провинции Азия, занимавшей западную половину Малой Азии. Город стал быстро развиваться и со временем стал одним из крупнейших в империи. Если верить Страбону, по своему значению Эфес уступал только самому Риму. На I и II века нашей эры пришёлся расцвет города. В это время были построены знаменитая Библиотека Цельса и театр, вмещавший до 25 тысяч зрителей. В Эфесе было несколько крупных бань и одна из наиболее развитых систем акведуков, включавшая в себя, помимо четырёх основных акведуков, множество сооружений меньшего размера. Однако в 262 г. после Р. Х. город разорили готы, таким образом, в III столетии нашей эры период расцвета Эфеса подошёл к концу[1].

Эфес и его окрестности. Источник: bse.sci-lib.com

Эфес и его окрестности. Источник: bse.sci-lib.com

В V—VI веках Эфес входил в пятёрку важнейших городов Византийской империи. При императоре Константине I Великом город был в значительной степени перестроен, были выстроены новые бани. В 401 году храм Артемиды был окончательно разрушен. Камень, из которого он был построен, пошёл на строительство других зданий, в том числе Софийского собора в Константинополе. При императоре Юстиниане I в городе была построена базилика Св. Иоанна. В 431 году в Эфесе состоялся Третий Вселенский собор[1].

В 614 году город был частично разрушен землетрясением. В дальнейшем значение города как центра торговли убывало по мере того, как эфесская гавань постепенно заполнялась илом из реки. Неоднократно предпринимавшиеся попытки углубления дна не могли спасти ситуацию. На сегодняшний день гавань находится в 5 километрах от города. Потеряв гавань, город лишился и выхода к Эгейскому морю, что немедленно ударило по торговле. Люди стали покидать город, перебираясь на близлежащие холмы[1].

Арабские грабежи 654—655, 700 и 716 годов ещё больше ускорили упадок города. К моменту завоевания турками-сельджуками в 1090 году от него осталась лишь небольшая деревня. В 1100 году Византия возвратила контроль над населённым пунктом (переименованным в Агиос-Теологос, в честь апостола Иоанна Богослова) и удерживала его до 1308 года. В XV веке Эфес был окончательно заброшен. Соседний город Аясолук в 1914 году был переименован в Сельчук[1].

Эфес в Библии

Эфес чаще других шести городов Откровения упоминается в Библии. Мы можем увидеть упоминания о нем в Деяниях святых апостолов (18 и 19 главы) и в посланиях апостола Павла (1 к Коринфянам, 1 и 2 к Тимофею, к Ефесянам).

Особенно интересно послание к Ефесянам, так как оно выделятся среди других посланий апостола Павла. Вот что об этом пишет святитель Феофан Затворник:

Первая из этих особенностей есть высота содержания, с соответствующею тому восторженностию речи и многообъятностию мыслей. [..] Судя по такому характеру содержания послания и по такому тону речи в нем, оно есть тоже между прочими посланиями Апостола Павла, что Евангелие от Иоанна между Евангелиями.

Вторая особенность сего послания,— прямое следствие предыдущей, — есть общность. Апостол живописует вообще существо христианства, — как от века Бог положил спасти нас в Сыне Своем, как Сын Божий приходил на землю и устроил сие спасение, как все мы делаемся участниками сего спасения и как вследствие того должно нам жить и действовать. Ни на какие исторические случаи не указывает он. Все, что говорит он, может идти ко всякому обществу христианскому. Видно одно отличие лиц, под словами мы и вы. Это мы — иудеи, и вы — язычники, слияние которых в едином теле Церкви о Господе и служило исходною точкою всех увлекавших Апостола созерцаний. Основываясь на такой общности содержания послания, некоторые назвали его общим христианским катехизисом. И новым веропроповедникам действительно можно иметь его за норму в первых оглашениях иноверцев.

Из двух первых — третья особенность послания — та, что в нем нет указаний на какие-либо исторические обстоятельства ни самого Апостола, ни ефесян, к коим он писал его, и что в нем не прописываются приветствия каким-либо лицам, особенно значительным в Церкви Ефесской и близким Апостолу, как это делает он во всех других посланиях.[2]

 


[1] Эфес. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%F4%E5%F1_(%E3%EE%F0%EE%E4)

[2] Свт. Феофан Затворник. ПОСЛАНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА К ЕФЕСЯНАМ, истолкованное святителем Феофаном http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=efesa

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *