как бы трубный | как бы звук трубы | труба | трубить | трубные голоса

В Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета), слово σάλπιγξ (труба) используется для перевода нескольких еврейский слов:

Хацоцра наиболее похожа на современную трубу.  Название этого музыкального инструмента произошло от слова “хацер” — двор. Данный вид трубы впервые упоминается в книге Чисел, когда Бог повелел Моисею сделать две серебряных хацоцры, подробно указав, когда и как следует трубить. Если в израильском стане, кочевавшем по пустыне, раздавались протяжные звуки двух труб одновременно, то это означало всенародный сбор, если трубила только одна хацоцра – значит, созывались одни лишь старейшины. Прерывистые трубные звуки звали в путь. Хацоцры также использовались при богослужении в Иерусалимском Храме.

В Ветхом Завет, шофар впервые упоминается при явлении Бога израильскому народу на горе Синай. Тогда все слышали сильный звук, который сравнивается со звучанием шофара:

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный (здесь и далее используется слово «шофар») звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане (Исх.19:16).

И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом (Исх.19:19).

Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, [весь] народ отступил и стал вдали (Исх.20:19).

Шофар изготавливается из натурального рога баранов, козлов, антилоп, газелей. Из-за аллюзий на золотого тельца бычьи или коровьи рога использовать в изготовлении шофаров запрещено. Формы и длины шофаров могут быть самыми разными. Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ашкеназов), или он может быть длинным, витым. Кончик рога у шофара срезается или просверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука[1].

Шофар

Шофар

Способы трубления на шофаре сводятся к трем основным приемам: машах (один долгий протяжный тон), труа (серия коротких прерывистых звуков) и ткиа (несколько непродолжительных, но связанных между собой звуков)[2].

Шофар играл исключительную роль в самых различных сферах жизни израильского народа, что подтверждается его наиболее частым упоминанием в Ветхом Завете.

Как и говорилось ранее, в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завет) все упомянутые музыкальные инструменты переводятся словом σάλπιγξ (труба), однако, когда в тексте вместе упомянуты хацоцра и шофар, то за хацоцрой остается перевод σάλπιγξ (кроме Ос.5:8), а шофар переводится словом κερατίνη (рог) (2Пар.15:14Пс.97:6) или оставляется без перевода (σωφάρ) (1Пар.15:28).

В Новом Завете σάλπιγξ упоминается в основном, когда идет речь о последних днях мира:

и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф.24:31);

Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1Кор.15:51-52);

потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде (1Фес.4:16).

Однако чаще, чем в других книгах Нового Завета σάλπιγξ встречается в Откровении:

  • c Иоанном говорит голос «как бы трубный» (Откр.1:10), который потом повелевает ему взойти в дверь на небе, что-бы увидеть «чему надлежит быть» (Откр.4:1);
  • Иоанн видит семь Ангелов которым дано семь труб (Откр.8:2) и вот они приготовились трубить (Откр.8:6);
  • трубят первый (Откр.8:7), второй (Откр.8:8), третий (Откр.8:10) и четвертый (Откр.8:12) Ангелы;
  • предостережение о трубных голосах оставшихся трех Ангелов (Откр.8:13);
  • трубят пятый (Откр.9:1) и шестой Ангелы (Откр.9:13-14);
  • когда вострубит седьмой Ангел, совершится тайна Божия (Откр.10:7);
  • трубит седьмой Ангел (Откр.11:15).

Теперь давайте рассмотрим, что говорят комментаторы о трубах и «трубном голосе».

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):

труба — сильный голос Открывающего[3].

Епископ Примасий Карфагенский (VI век):

Это глас проповедника: возвысь голос твой, подобно трубе (Ис 58:1)[3].

Латинский христианский писатель Тиконий Африканский (ум. ок. 395 г.):

Говорится, что [Церковь] приобрела наиболее громкозвучную трубу проповеди, и мы верим, что когда она одержит верх, всякий век уверует; ибо читаем: возвысь голос твой, подобно трубе (Ис.58:1)[4].

Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.):

Затем даны были семь труб семи анге­лом, чтобы вострубили о приближе­нии царя. Эти же трубы должны пробудить мертвых, ибо и умудрен­ный в божественном познании апостол говорил в первом письме фессалоникийцам, что сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба (1Фес.4:16), а также: ибо вострубит, и мертвые воскрес­нут нетленными (1Кор.15:52)[4].

Церковный историк Беда Достопочтенный (637 — 735):

Церковь, воспламененная семиобразным Духом, с надеждой приготови­лась к проповеди, к тому, чтобы низвергнуть звуком небесных труб славу века сего, словно стены Иери­хонские[5].

Пропо­ведь бедствий справедливо сравнивается со звуком трубы, знаменующей начало войны. В Писании говорится: возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззаконие его (Ис.58:1). И в другом месте: Трубу к устам твоим! Как орел налетит на дом Господень (Ос.8:1)[6].

Блаженный Феофилакт Болгарский (1078 — 1107) в толковании на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла:

Дабы кто не усомнился, как так дела совершатся в мгновение ока, подтверждает достоверность своего слова силой Бога, творящего оные: и говорит, что вострубит, и сделается; подобно сему: Он сказал — и сделалось (Пс.32:9). Ибо труба означает не что иное, как повеление и мановение Божие, предшествующее всему[7].

Святитель Феофан Затворник (1863 — 1866):

Труба будет проводником силы Божией, все проникающей и все оживляющей; она возбудит умерших и соберет их вместе с живыми воедино. Труба и в Ветхом Завете была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев.25:9; Чис.10:2;31:6). И мертвии о Христе воскреснут первее. То же и в другом месте говорит Апостол: вострубит и мертвый востанут нетленны (1Кор. 15, 52)[8].

 


[1] Шофар. Материал из Википедии — свободной энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%EE%F4%E0%F0

[2] Елена Коляда. Библейские музыкальные инструменты http://www.pravmir.ru/bibleyskie-muzyikalnyie-instrumentyi/

[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:04:01

[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:08:02

[5] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:08:06

[6] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:08:07

[7] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:1kor:15:52

[8] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:1sol:04:16

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code