был на острове

К тексту:
1:9

Уже со II века известно предание о том, что в конце правления императора Домициана апостол Иоанн Богослов был сослан на остров Патмос и освобожден при императоре Нерве (ок. 96 г.). О ссылке апостола Иоанна Богослов на Патмос сообщается и в письмах, относимых священномученику Игнатию Богоносцу (I — нач. II в)[1].

Откровение было написано не позднее начала II века, так как его знал уже Папий Иерапольский († 130-140), а мученик Иустин Философ († 165) ссылался на Откровение в «Диалоге с Трифоном Иудеем»[2].

Варианты датировки написания Откровения представлены в таблице[2]:

Датировка Автор датировки Примечание
81-96 годы Священномученик Ириней Лионский (130-202) Конец правления императора Домициана (51—96 гг., правление 81—96 гг.). Эта датировка была принята как древними авторами так и большинством исследователей XX века.
41-54 годы Св. Епифаний Кипрский († 403) Относил ссылку апостола Иоанна на Патмос ко времени правления императора Клавдия (10 г. до Р.Х.—54 г., правление 41—54 гг.).
54-68 или 61-65 годы Блаженный Феофилакт Болгарский († 1107) Писал, что апостола Иоанна сослали «спустя тридцать два года по вознесении Христовом», т. е. при императоре Нероне (37—68 гг., правление 54—68 гг.).

Церковный писатель Апрингий († сер. VI в.), в трактате на Откровение пишет:

Как повествуют церковные историки, во времена кесаря Клавдия, когда усилился тот голод, пришествие которого на период в десять лет в Деяниях Апостолов предвещал пророк Агав, в то время этот кесарь, подгоняемый обычным тщеславием, объявил о гонении на Церковь. Тогда он также повелел отправить в изгнание апостола Иисуса Христа — Иоанна, которого сослал и обрек на искушение голодом, бывшем в то время[3].

Существует метод датировки Откровения (поддерживается большинством современных экзегетов), основанный на анализе фрагмента[2]:

И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть (Откр.17:10).

Эти семь царей отождествляются с семью римскими императорами, начиная с Цезаря Августа, причем предлагаются различные варианты состава императоров. В этом случае вопрос датировки сводится к определению того, кто 6-й царь, который «есть» и при котором соответственно написана книга. Например предлагаются варианты в которых 6-ыми императорами могут быть: Нерон (54-68), Гальба (с июня 68 по январь 69 г.), Отон (с января по апрель 69 г.), Вителлий (с апреля по сентябрь 69 г.), Веспасиан (69-79), Тит (79-81), Домициан (81-96), Траян (98-117)[2].

В целом, проблему датировки можно свести к выбору между поздней (конец I века) и ранней (до разрушения Иерусалима в 70 году). Свидетельство самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности какой либо из 2 датировок[2].

 


[1] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ИОАНН БОГОСЛОВ http://www.pravenc.ru/text/469832.html

[2] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ http://www.pravenc.ru/text/471605.html

[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:01:09

 

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *