церквам, находящимся в Асии | семь церквей

К тексту:
1:4
1:11

1:20

См. также: церковь

В Новом Завете, Асия – это римская провинция,образованная в 129 г. до Р.Х. Некогда Асия была частью Пергамского царства, которое последний его царь Аттал III, не имевший наследников, завещал Риму.

Аттал III скончался в 133 г. до Р. Х., что послужило началом Пергамской войне, в которой один из претендентов на Пергамский престол Аристоник потерпел поражение от римлян, не желавших признать его права. После некоторых колебаний была создана провинция Проконсульская Асия (лат. Asia Proconsularis), объединившая территории Мизии, Лидии, Карии и Фригии. Города Асии, такие как Эфес или Пергам оказались среди крупнейших полисов республики. В настоящее время земли древней Асии находятся на территории западной Турции.

Римская провинция Асия, 117 год

Римская провинция Асия, 117 год

Иоанн адресует послание церквям находящимся в городах: Ефес, Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия. В Асии были не только эти семь церквей. Была церковь в Колоссах (Кол.1:2); в Иераполе (Кол.4:13); в Троаде (2Кор.2:12; Деян.20:5); в Милите (Деян.20:17); и в Магнезии и Траллесе. Иоанн выбрал только семь. Эти церкви можно рассматривать как центры семи почтовых округов, соединенных между собой своеобразной кольцевой дорогой, проходящей внутри провинции. Троада лежала в стороне от проезжей дороги, а Иераполь и Колоссы находились сравнительно недалеко от Лаодикии – туда можно было дойти пешком; а Траллы, Магнезия и Милет находились недалеко от Ефеса. Послания в эти семь городов было несложно распространить и в близлежащие районы.[1]

Римские провинции Малой Азии, 395 год

Особое значение в Библии придается символике чисел, которая входит в общую систему библейской символической интерпретации как духовного, так и вещественного мира. Число 7 в Библии иногда используется как довольно значительное (т.е. большое) число[2]:

И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро (Быт. 4,15)

Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель (Притч. 24,16)

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? (Мф. 18,21)

Число 7 в Библии может символизировать полноту, завершенность, а также святость[2]:

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт. 2,3)

И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского (Быт. 7,2)

Иоанн адресует своё пророчество всем христианам. На это и указывает число «семь». В семи пророчествах семи церквам Иоанн показывает, что он обращается к отдельным церквам как представительницам всех церквей. Этот вывод подтверждается общим для семи пророчеств рефреном: «Имеющий ухо да слышит, чтó Дух говорит церквам» (Откр.2:7; Откр.2:11Откр.2:7; Откр.2:29; Откр.3:6; Откр.3:13; Откр.3:22). Это призывает всех читателей прислушаться к вести, адресованной каждой из семи церквей. Различие ситуации в 7-и случаях характерно для всех церквей в конце I века. Каждая церковь может найти себя в этих 7-и пророчествах. Так Книга Откровения становится окружным посланием, «вселенской энцикликой».[3]

Рассмотрим как толкуют этот фрагмент комментаторы Откровения.

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):

Хотя много было местных церквей, но он послал только седмим церквам. Это сделал ради седмеричного числа, означающего таинственно все церкви, а также и по соответствию этого числа настоящей жизни, в которой принят седмеричный круг дней.[4]

Священномученик Викторин Петавийский (230-303/4):

Семь церквей — их апостол поименно называет своими именами и к ним отправляет послания, [но] не потому что только они являются церквями и первыми [среди остальных], но поскольку то, что он говорит одной, говорит всем: ведь не имеет значения, говорит ли кто небольшому отряду солдат или же через него — всему войску. Наконец, в Азии ли или в целом мире, Павел учит, что все семь церквей (семь названных) есть одна кафолическая [Церковь]. Сначала же, чтобы сохранить это, он не превысил числа семи церквей, но написал к римлянам, коринфянам, эфесянам, фессалоникийцам, галатам, филиппийцам, колоссянам; потом Павел написал к частным лицам, чтобы он не превзошел числа семи церквей, и вскоре, завершая свое возвещение, говорит Тимофею: чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого(1Тим.3:15). Мы читаем, что подобный образ [выражения] используется у Исаии, где предсказывается о семи женщинах, которые ухватятся за одного мужчину. Один мужчина — это Христос, рожденный не из семени. Семь женщин — это церкви, вкушающие хлеб свой и одетые в свои одежды: они стремятся снять свой позор, чтобы называться именем Его; хлеб — Святой Дух, вскармливающий к вечной жизни; свой — обещанный им через веру, как своя одежда — то есть обещанная им, которой они желают укрыться. Наконец, Павел говорит: тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие(1Кор.15:53). Сними с нас позор — позор есть прежний грех, который снимается при крещении, и крестившийся начинает называться христианином, что и значит: будем называться именем твоим. Следовательно, пойми, что у них семь церквей возникают из одной Церкви[7].

Церковный писатель Апрингий († сер. VI в.):

Он говорит: пошли семи церквам. Мы уже сказали, что семь церквей — это единая Церковь во время существования всего мира, то есть от того времени, когда это написано, вплоть до скончания мира. Поскольку здесь он особо приводит имена этих церквей, то мы рассмотрим значение, которое они имеют <…>. Но есть крепкое таинство в именах, которые мы рассмотрим, обсудив, насколько позволит Бог.

Ефес значит моя воля или мой совет. Апостол желает, чтобы мы понимали, что все в нашей вере должно приписываться не нам самим, а воле Божьей и управлению Божьего промышления. Смирна значит песня их. И что иное есть песня совершенных, если не небесное учение, проповедь Евангелия и продвижение христианской религии или благозвучное исповедание кафолической Церкви? Пергам значитразделяющему их рога. Он учит, что гордыня, происходящая от силы, — или высокомерие воздушных сил, или заносчивость еретиков, — всегда отделяет от церковного единства и обрекает на дробление, ибо рога означают или силу, или заносчивость. И Фиатирской, то есть освещенной. Это означает, конечно, что святая Церковь после изгнания еретической заносчивости, после преодоления искушений, доставляемых воздушными силами, сподобилась света праведности. Сардис значит начало красоты. То есть Церковь, после того как восприняла Солнце праведности и была освещена светом истины, имеет началом красоты Господа Иисуса Христа, благодаря возделыванию Которого она цветет в бесконечном свете. Филадельфия толкуется как хранящий прилепляющегося Господу. После воспринятого Солнца праведности, после святого просвещения, после достоинства святой красоты, Церковь, заслуженно прилепляясь к Господу, хранит себя в неколебимом соблюдении молитвы. Лаодикия — то есть колено, возлюбленное Господом, или, как полагают некоторые, рождение ожидается. Но и то, и другое значит, что она, которая удостоилась красоты веры и солнца праведности и познала, что через веру Господь прилепляется к ней, и она сама есть возлюбленное Господом колено, которое любит Господь, хранит Господь и направляет Господь. Она ожидает рождения своего, перерождения в крещении или славы воскресения, когда укрепляет себя смирением и терпением[7].

Русский мыслитель Лев Тихомиров (1852 — 1923) развил ранее существовавшую теорию, по которой наставления 7 асийскиим церквям хронологически описывают 7 периодов жизни Церкви от Христа до последних дней.

Хронологическая последовательность событий проявляется, мне кажется, в нескольких частях Апокалипсиса: 1) в наставлении семи Асийским церквам, где цель откровения по преимуществу учительная, имеющая дать верующим руководство к поведению; 2) в повествовании о снятии печатей книги, открытой Агнцем: здесь даются краткие указания на характеристические особенности предстоящих (для нас теперь уже во многом прошедших) событий; 3) в последовательности трубных гласов Ангельских (с 8-й главы), где изложено, кажется бедственное воздействие духовных сил на здешний мир, попускаемое Богом, хотя трудно с уверенностью сказать, не относится ли это лишь к одной последней эпохе мира; 4) в хронологической последовательности изложена и вообще история последних времен мира, в частности, излияние семи чаш гнева Божия.[5]

Автор первого латиноязычного толкования на Откровение, мученик Викторин Петавийский († ок. 303 или 304), отметив очевидную близость циклов 7 трубных гласов и 7 чаш, полагал, что в данном случае имеет место повторное, усиливающее описание одних и тех же событий. Мысль о параллелизме целых разделов книги получила широкое распространение в библейской науке Нового времени, а само это явление стало обозначаться термином «рекапитуляция» (от лат. recapitulatio). Представители такого подхода распространяют указанный мучеником Викторином принцип не только на циклы труб и чаш, но на другие разделы Откровения и на всю книгу в целом, указывая на разделы с близкой структурой и образностью.[6]

Таким образом можно предположить, что наставления 7 церквям это ещё и краткое содержание последующего повествования.

 


[1] Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету. Комментарии на Откровение Иоанна http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu=27_1

[2] К проблеме чиисла «666». Доклад М.С. Иванова, профессора Московской Духовной Академии http://www.zavet.ru/inn-ivanov.htm

[3] Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Числовая символика в Книге Откровения Иоанна http://azbyka.ru/ivliev/chislovaya_simvolika_v_knige_otkroveniya_ioanna-all.shtml

[4] Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова http://lib.pravmir.ru/library/readbook/44#

[5] Лев Тихомиров. Апокалипсическое учение о судьбах и конце мира http://apokalypsis.ru/neizbezhen-li-konets-sveta/19-lev-tikhomirov-apokalipsicheskoe-uchenie-o-sudbakh-i-kontse-mira.html

[6] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ http://www.pravenc.ru/text/471605.html

[7] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:01:11

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *