семь духов

К тексту:
1:4
3:1
4:5
5:6

Семь духов упоминаются в Откровении 4 раза:

  • Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его (Откр.1:4);
  • И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд (Откр.3:1);
  • И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр.4:5);
  • И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр.5:6).

Близкие по смыслу аналогии есть и в других местах Священного Писания. В пророчестве Захарии о Христе:

Ибо вот тот камень, который Я полагаю перед Иисусом; на этом одном камне семь очей; вот, Я вырежу на нем начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один день. (Зах.3:9)

и далее:

те семь, —это очи Господа, которые объемлют взором всю землю? (Зах.4:10)

В пророчестве о Христе, Исайя описывает семь даров Святого Духа:

И почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится. (Ис.11:2-3)

Исходя из этого, большинство толкователей Откровения видят в семи духах Святого Духа — Третью ипостась Св. Троицы. Это косвенно подтверждается и приветствием асийским церквам от Трех:

  • от Того, Который есть и был и грядет, (Отец);
  • и от семи духов, находящихся перед престолом Его, (Святой Дух);
  • и от Иисуса Христа (Сын)[1].

Существуют другие толкования семи духов. Св. Андрей Кесарийский наряду с первым толкованием предлагает и другое:

Под семью духами можно разуметь семь ангелов (получивших управление церквами), не поставляемых вместе с Богоначальною и Царственною Троицею, но воспоминаемых с Нею, как рабов ее, как и божественный апостол говорит подобным же образом: засвидетельствую пред Богом и Господом Иисусом Христом, и избранными Его ангелы. (1 Тим. 5, 21)[1]

Также есть мнение, что семь духов это семь главных Ангелов, упоминаемых в книге Товита:

Я — Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго. (Тов.12:15)

В христианском Предании к ним могут быть отнесены архангелы:

  • Михаил (евр.  — кто как Бог),
  • Гавриил (муж Божий или сила Божия),
  • Рафаил (исцеление Божие)
  • Уриил (свет или огонь Божий)
  • Салафиил (молитва к Богу)
  • Иеремиил (высота Божия)
  • Иегудиил (хвала Божия)
  • Варахиил (благословение Божие)[2]

В древнем иудейском апокрифе Книга Еноха, предлагается другой состав главных ангелов:

Уpиил, один из святых ангелов, ангел гpома и колебания; Рyфаил, один из святых ангелов, ангел дyхов людей; Рагyил (евр.друг, доверенный Бога), один из святых ангелов, котоpый каpает миp и светила; Михаил, один из святых ангелов, поставленный над лyчшею частью людей, — над избpанным наpодом; Саpакаел, один из святых ангелов, котоpый поставлен над дyшами сынов человеческих, склонивших дyхов к гpехy; Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами.[3]

Там же упоминается Фануил  (евр. — лицо Бога).

Каждое из семи посланий Асийским церквам начинается одним из описаний Иисуса Христа, содержащимся в первой главе. Среди них Иисус Христос называет себя «Имеющий семь духов»:

rev1


[1] Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова http://lib.pravmir.ru/library/readbook/44#

[2] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. АРХАНГЕЛ http://www.pravenc.ru/text/76424.html

[3] Материал из Викитеки — свободной библиотеки. Книга Еноха http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0_%D0%95%D0%BD%D0%BE%D1%85%D0%B0

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *