благодать

К тексту:
1:4
22:21

Благодать (древнеевр. חן или חסד; древнегреч. χάρις) — нетварная Божественная сила, в которой Бог являет Себя человеку, а человек с ее помощью преодолевает в себе греховное начало и достигает состояния обожения[1].

В Ветхом Завете древнееврейские חן и חסד  не всегда несут в себе религиозное  содержание. Так, חן в некоторыхрых случаях употребляется в эстетическом смысле, например «прекрасная серна» (речь идет о красивой женщине) (Прем 5. 19), «красивый» (драгоценный) камень» (Прем 17. 8). Словом חן библейские авторы характеризуют мудрого человека («Слова из уст мудрого — благодать» — Еккл 10. 12). Когда оно определяет человеческие взаимоотношения или отношение Бога к человеку, то обычно выражает расположение, благоволение, милость, оказываемые друг другу или проявляемые Богом к ветхозаветным праведникам («И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих» — 1 Цар 16. 22; «Адер снискал у фараона большую милость…» — 3 Цар 11. 19). В отношении Бога к человеку: «Если я,- говорит Авраам Богу,- обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт 18. 3). «Обрести (или снискать) благоволение» или «милость» (ср.: 2 Цар 15. 25), или «благодать» (Суд 6. 17) — типичные библейские выражения, в каждом из которых используется древнееврейское слово חן.

Основными значениями слова חסד являются «милость» и «милосердие». С его помощью также описываются отношения между людьми[1]:

Когда Бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой.(Быт.20:13)

И сказали ему слуги его: мы слышали, что цари дома Израилева цари милостивые; (3 Цар 20:31)

И отношение Бога к тварному миру и человеку[1]:

Он любит правду и суд; милости Господней полна земля.(Пс.32:5)

Господи! милость Твоя до небес, истина Твоя до облаков!(Пс.35:6)

Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил,- сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.(Исх.15: 13)

В Новом Завете древнегреческое χάρις, имеет несколько значений. С помощью этого слова описываются расположение и любовь, оказываемые кому-либо («И каждый день единодушно пребывали в храме… хваля Бога и находясь в любви (слав. «имуще благодать») у всего народа» — Деян 2. 47); богоугождение («то угодно (χάρις) Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» — 1 Петр 2. 19); Божественное благоволение (Давид «обрел благодать перед Богом» — Деян 7. 46); выражается благодарность Богу («Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» — 2 Кор 9. 15). Этим словом называется пожертвование, оказываемое кому-либо («Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния (χάρις) в Иерусалим»; (слав.: «послю отнести благодать вашу во Иерусалим») — 1 Кор 16. 3), и сама христианская жертвенность («изобилуйте и сею добродетелью (χάρις)»; (слав.: «да и в сей благодати избыточествуете» — 2 Кор 8. 7). Однако в главном значении греческое χάρις используется для описания благодати как Божественной силы, даруемой человеку для его спасения. Апостол Павел писал[1]:

Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. (2 Кор. 12:9)

Тема благодати имеет исключительную значимость в христианском учении, и находит свое выражение, прежде всего в приветствиях, с котырыми апостолы, а позднее и их ученики — мужи апостольские обращаются к первым христианам[1]:

Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего.(2Пет.1:2)

Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа(Рим.1:7)

Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.(2Ин.1:3)

Свои послания апостолы, как и мужи апостольские, часто заканчивают пожеланием благодати христианским общинам[1]:

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.(Рим.16:24)

 


[1] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. БЛАГОДАТЬ http://www.pravenc.ru/text/149313.html

 

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *