вскоре

К тексту:
1:1
22:6 

Выражение «вскоре» указывает на то, что пророчества Апокалипсиса начали тогда же, вслед за написанием его, исполняться, а также и то, что пред очами Божиими «и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8).[2]

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. (2Пет. 3:3-8)

Среди толкователей есть разные мнения по поводу времени исполнения пророчеств книги Откровение. Некоторые утверждают, что образы Апокалипсиса указывают на времена, близкие к написанию книги, т.е. это означает, что пророчества уже исполнились. Так, Уильям Баркли, шотландский богослов, пишет:

Следует отметить содержание откровения, дарованное Иоанну. Это откровение того, «чему надлежит быть вскоре» (1,1). Здесь два важных слова: во-первых, надлежит. Заметим, что в истории ничего нет случайного, у нее своя цель. Во-вторых, вскоре. Это служит доказательством того, что неправильно было бы использовать Откровение как некую таинственную таблицу грядущих событий, которые могут совершиться через тысячу лет. В представлении Иоанна то, о чем идет речь в Откровении, должно совершиться немедленно. И потому Откровение нужно истолковывать в контексте того времени.[3]

Далее он толкует текст Откровения, вплоть до 19 главы, как описание разрушения мощи Римской империи.

Также большинство писателей и отцов Церкви придерживались мнения, что основные события Откровения, относятся ко временам разрушения Римского государства. Среди них святой Ириней Лионский, мученик Викторин Петавский, Блаженный Иероним, Тертуллиан.

Это мнение в древности было самым распространенным и казалось если не несомненным, то наиболее вероятным из всех мнений[4], но в настоящее время кажется весьма сомнительным. Так следуя логике вышеописанных толкований, современные люди должны уже жить в царстве антихриста.

Как пишет архиепископ Аверкий (Таушев), всех толкователей Апокалипсиса можно подразделить на четыре группы:

Одни из них относят все видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» – кончине мира, явлению антихриста и Второму Пришествию Христову, другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение, относя все видения к историческим событиям первого века – ко временам гонений, воздвигнутых на Церковь языческими императорами. Третьи стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях позднейшего времени. По мнению их, например, папа римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются собственно для Римской Церкви и т. п. Четвертые, наконец, видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл, аллегория же введена только для усиления впечатления с целью поразить воображение читателей. Более правильным надо признать то толкование, которое объединяет все эти направления, причем не следует упускать из вида, что, как ясно учили об этом древние толкователи и Отцы Церкви, содержание Апокалипсиса в итоге своем направлено к последним судьбам мира. Не может быть, однако, сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало предсказаний св. Тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим.[5]

Далее подробнее рассмотрим, как толкуют это место комментаторы Откровения.

Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.):

Выражение быти вскоре обозначает, что некоторое из предсказанного в Откровении находится, так сказать, под руками, да и относящееся к концу не замедлит исполниться, ибо у Господа тысяча лет яко день вчерашний, иже мимо иде (Пс. 89, 5; 2Пет. 3,8).[1]

Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.):

Почему же хочет он прибавить:чему надлежит быть вскоре? Хотя и не свершилось ничего из того, чему предстоит быть, прошло уже много времени, более пятисот лет, с тех пор, как это было изречено. Что все века суть ничто в глазах нескончаемого вечного Бога, сказано прежде пророком: Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи (Пс. 89:5). Поэтому-то, стало быть, он прибавил: вскоре, — не для [указания] меры времени, проходящего перед исполнением того, что должно наступить, но для [указания] на могущество и вечное бытие Бога. Ибо по существу всякий временной промежуток, пусть даже самый великий и необъятный, ничтожен в сравнении с бесконечностью [Бога][6].

 


[1] Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова http://lib.pravmir.ru/library/readbook/44#

[2] Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис или Откровение святого Иоанна Богослова http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/apokalipsis/averky_apokalipsis_09g-all.shtml

[3] Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету. Комментарии на Откровение Иоанна http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu=27_1

[4] Профессор А.Д.Беляев. О безбожии и антихристе http://azbyka.ru/dictionary/01/o-bezbozhii-i-antikhriste-all.shtml

[5] Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/apokalipsis/averky_apokalipsis_07g-all.shtml

[6] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:01:01

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *