рабам Своим | рабы Бога

К тексту:
1:1
2:20
7:3
10:7
11:18
15:3
19:2
19:5
22:3
22:6

Бог даровал откровение рабам Своим через раба Своего Иоанна. Раб в греческом это δουλος, а в древнееврейском – עבד (ебедх). Оба слова трудно переводимы. Обычно δουλος переводится как раб. Истинный слуга Божий – это, фактически, Его раб. Слуга может уволиться, когда ему угодно; у него установленные часы работы и отдыха; он работает за определенную плату, имеет свое мнение и может торговаться, когда и за сколько будет работать. Раб же лишен этого; он является полной собственностью своего хозяина, и не имеет ни своей воли, ни своего времени. Слова δουλος и עבד (ебедх) указывают, насколько абсолютным должно быть наше подчинение Богу[1].

Весьма интересно отметить, к кому относятся эти слова в Писании.

Авраам – раб Божий (Быт.26:24).
Моисей – раб Божий (2Пар.24:6; Неем.1:7;10:29; Пс.104:26; Дан.9:11).
Иаков – раб Божий (Ис.44:1,2; 45:4; Иез.37:25).
Халев и Иисус Навин – рабы Божие (Чис.14:24; Нав.24:29; Суд.2:8).
После Моисея чаще всего рабом Божиим назван Давид (3Цар. 8:66; 11:36; 4Цар.19:34; 20:6; 1Пар.17:4; Пс.131:10; Пс.143:10; в заглавиях к Пс.17 и Пс.35; Пс. 88:4; Иез.34:24).
Илия – раб Божий (4Цар. 9:36; 10:10).
Исаия – раб Божий (Ис.20:3);
Иов – раб Божий (Иов.1:8; 42:7).
Пророки – рабы Божии (4Цар.21:10; Ам.3:7).
Апостолы – рабы Божии (Флп.1:1; Тит.1:1; Иак.1:1; Иуда 1; Рим.1:1; 2Кор.4:5).
Такой человек, как Епафрас – раб Иисуса Христа (Кол. 4:12).
Все христиане – рабы Христовы (Еф. 6:6).[1]

Но понятно, что слово «раб» предполагает полное подчинение, тогда как и Авраам, и Моисей, и Давид не всегда были послушны Богу; да и потом, как известно, человек наделён свободной волей и даже Господь не может её нарушить. Следовательно, употребляя слово «раб», Господь влагает в него иной смысл. Когда Бог называет кого-либо Своим рабом, этим Он говорит, что этот человек не раб греха (Ин.8:34), не укоренён в нём, что он раб праведности (Рим.6:16-20)[2].

Почему же все христиане дерзают называть себя рабами Божиими, применять к себе столь высокий титул, который носили ветхозаветные пророки и патриархи? Дело в том, что в отличии от ветхозаветных праведников, удостоившихся этого титула отвержением греха и богоугодной жизнью, христиане освобождаются от власти греха в водах Святого Крещения, становясь рабами Божиими. Получается, «раб Божий» – это звание, которое христианин получает даром, только за признание Христа своим Спасителем. Но Крещение не делает человека святым: в нём Господь только даёт нам возможность не грешить, которым, увы, пользуются единицы. Можно сказать, что сразу после Крещения человек встаёт на одну ступень духовного совершенствования с ветхозаветными праведниками, с тем лишь отличием, что последние стояли на последней ступени, для первых же, крестившихся и облекшихся во Христа, эта ступень является первой[2].

Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.) пишет:

Книга названа Откровение, поскольку, с одной стороны, ее дал Отец Сыну, а с другой — Сын преподнес ее нам, рабам Своим. Называя же рабами Христовыми святых, он сберег то, что Ему подобает как Богу. Ибо кому, как не Творцу и Создателю людей, могли бы быть люди подвластны? А кто Создатель людей и всего тварного? Не кто иной, как единородный Сын и Слово Божие. Ведь настоящий писатель сказал в Евангелии: все чрез Него начало быть (Ин. 1:3)[3].

Протоиерей Александр Мень так объясняет слово «раб»:

 «Раб» — это значит служитель, это слово мы должны понимать в связи с тем, что Христос говорит «вы не рабы, а сыны». А древний библейский термин «эбед», «раб», означает «служитель», «служащий», «отрок», как иногда переводят по-славянски. И это вносит совершенно иной оттенок, иную смысловую окраску, потому что для нас раб — это всегда что-то унизительное, и Христос отвергает для нас такое название, но мы употребляем слова «раб Божий», вкладывая в них старый библейский смысл — «Божий служитель».[4]

 


[1] Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету. Комментарии на Откровение Иоанна http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu=27_1

[2] Илья Долматов. Кто такой Раб Божий? http://ortodox-blog.ru/bibliya/vetxij-zavet/kto-takoj-rab-bozhij/

[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь http://bible.optina.ru/new:otkr:01:01

[4] Протоиерей Александр Мень. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова. Комментарий http://www.ubrus.org/data/library/pages/313/Main.htm

 

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code