Иоанн

К тексту:
1:1
1:4
1:9
21:2
22:8 

Откровение написал человек по имени Иоанн. Вероятнее всего, это был палестинский иудей, пришедший в Малую Азию уже в пожилом возрасте. Такой вывод можно сделать, если принять во внимание его греческий язык – живой, сильный и образный, но, с точки зрения грамматики, худший в Новом Завете. Совершенно очевидно, что греческий – не родной его язык; часто ясно видно, что он пишет по-гречески, а думает на еврейском языке.[1]

Традиционная версия приписывает авторство этой книги апостолу Иоанну Богослову. Анализ языковых образов, словаря и синтаксиса, выполненный Вильгельмом Буссе (Wilhelm Bousset) подтверждает эту версию.[2]

Иоaнн Богослов или Иоанн Зеведеев (ивр. יוחנן‎ «Йоханан») — один из ближайших учеников Иисуса Христа, святой апостол от Двенадцати, с именем которого церковное Предание связывает создание ряда канонических текстов Нового Завета, в т. ч. Евангелия от Иоанна, Послания ап. Иоанна, Откровение.[3]

В то же время существуют и другие версии авторства книги Откровение. Церковный историк Евсевий Кессарийский в 7 книге «Церковной истории» пишет о св. Папии Иерапольском:

Следует обратить внимание, что Папий упоминает двух людей с именем Иоанна: одного, упомянутого им раньше вместе с Петром, Иаковом, Матфеем и прочими апостолами, он, несомненно, считает евангелистом Иоанном; другого Иоанна помещает в числе людей, стоявших рядом с апостолами, ставит впереди него Аристиона, прямо называя его пресвитером. Правдивость этого сообщения подтверждается тем, что в Асии называли двух людей с этим именем, а в Эфесе и ныне есть две гробницы, и каждая зовется Иоанновой. На это необходимо обратить внимание: если не считать автором Откровения, известного под именем Иоаннова, первого Иоанна, то, значит, все эти видения были второму.[4]

В 4 книге «Церковной истории» Евсевий Кессарийский приводит цитаты из несохранившегося произведения св. Дионисия Александрийского:

Следует верить словам Иоанна, что написал это именно он. Но кто он, это не ясно. Он не сказал, что он тот самый, который, как это неоднократно упоминается в Евангелии, был любимым учеником Господа и возлежал у Него на груди, что он брат Иакова, что он сам видел и слышал Господа.

Судя по мыслям, подбору слов и построению предложений, догадываешься, что автор Откровения и евангелист Иоанн – разные лица.[5]

Хотя после Дионисия Александрийского статус Откровения как апостольского писания оказался на время под сомнением, прямое отрицание апостольского происхождения книги в христианской литературе вплоть до XVI в. не встречалось. Признание апостола и евангелиста Иоанна автором Откровения, отраженное во всех толкованиях 1-го тысячелетия, является общим Преданием древней Церкви. Отход от этого Предания начался в эпоху гуманизма и Реформации, когда вновь возникли суждения о неапостольском происхождении книги. Эта позиция быстро распространялась в науке Нового времени и к концу XX в. уже преобладала в западной библеистике. Из представителей западной библейской науки в настоящее время лишь консервативные англоязычные ученые признают апостольское авторство Откровения.[6]

 


[1] Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету. Комментарии на Откровение Иоанна http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu=27

[2] Толковая Библия под редакцией Лопухина. Новый завет. Откровение http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblija_77=0#_2

[3] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ИОАНН БОГОСЛОВ http://www.pravenc.ru/text/469832.html

[4] Евсевий Памфил. Церковная история http://azbyka.ru/otechnik/?Evsevij_Kesarijskij/istoria=4

[5] Евсевий Памфил. Церковная история http://azbyka.ru/otechnik/?Evsevij_Kesarijskij/istoria=7

[6] Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ http://www.pravenc.ru/ext/471605.html

 

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code