Откровение

К тексту:
1:1

Αποκαλυψις — 1) обнажение 2) раскрытие, обнаружение 3) откровение.

Слово αποκαλυψις состоит из двух слов: απο, что значит «прочь от» и καλυψις – «покров», и потому αποκαλυψις значит снятие покрова, откровение. Первоначально это слово не было сугубо религиозным, а попросту значило разоблачение какого-то факта[1].

Также, в переводе Ветхого Завета на греческий язык (Септуагинта или LXX), словом αποκαλυψις указывается на обнажение человека:

Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть (αποκαλύψαι) наготу. Я Господь. Наготы отца твоего и наготы матери твоей не открывай (αποκαλύψεις): она мать твоя, не открывай (αποκαλύψεις) наготы ее. (Лев. 18:6-7)

Но затем αποκαλυψις стало исключительно христианским словом[1].

Апокалипсис есть такое откровение сокрытых тайн, которое бывает во время озарений ума или в видениях во время сна, или в бодрственном состоянии при помощи Божественного осияния[2].

Божественное откровение является единственным источником знания о Боге. Если человек познал, что Бог есть, значит он получил маленькое личное откровение. Такое откровение индивидуально и практически непередаваемо окружающим, познав что Бог есть, вы вряд ли сможете в этом убедить другого человека. Однако в истории человечества существует такое явление, как служение пророков.

Пророк, по-еврейски נביא («нави», от глагола «нават» — говорить, передавать волю другого). נביא соответствует так же таким понятиям, как «быть полным, литься через край». Понятия эти сопутствуют образу вдохновенной, ораторской речи, свободно льющейся из переполненного чувством сердца пророка. Пророк — посредник между Богом и людьми, который открывает людям божественную волю, касающуюся или настоящего момента, или прошедшего, или будущего[3].

Служение всех истинных пророков обычно начиналось с призвания их Богом на это таинственное делание. О своем призвании на высокое служение оставили свидетельства многие пророки[3]:

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите—и не уразумеете, и очами смотреть будете—и не увидите. (Ис. 6:8-9)

И было ко мне слово Господне: прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. (Иер. 1:4-7)

Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне. И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. (Иез. 2:1-4)

При передаче откровений народу, пророки использовали три способа — устное слово, писание и символические действия[3].

Одним из самых убедительных способов передачи откровения были символические действия, совершаемые пророками. Обратив таким образом на себя внимание, пророк часто сразу же объяснял смысл символического действия. Особенно часто использовал символические действия для проповеди пророк Иеремия[3].

Устное слово — самый древний способ. Пророки с пламенной речью, произносимой экспромтом, обращались к народу. Живое слово, исходившее из пламенеющего сердца, как никакое другое, со вниманием принималось людьми, проникало в душу и приносило обильные плоды: покаяние, добродетельную жизнь. Так проповедовали многие древние пророки, в том числе Илия и Елисей, но они не оставили писаний[3].

Собственно письменным откровением можно назвать все Священное Писание, Ветхий и Новый Завет. Авторами книг Ветхого Завета являются древние пророки, такие как Моисей, Давид, Исайя, Иеремия и др. Новый Завет написан апостолами и евангелистами, которые уже не называются пророками, но также призваны Богом, только уже на исполнение древних пророчеств, для созидания Церкви и распространения Евангелия:

Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20:21-23).

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (Мф. 28:19-20).

Греческий текст Ветхого Завета (Септуагинта) был распространён у евреев Александрии и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета. Он заметно отличается от Танаха (евр. תנ″ך — акроним названий трёх сборников Священного Писания в иудаизме — Тора, Невиим и Кетувим) как по составу книг, так и по их расположению и отдельным текстам:

Ветхий Завет

Книги, впоследствии вошедшие в Новый Завет, были написаны на греческом языке (по мнению большинства исследователей), во второй половине I века. Однако новозаветный канон окончательно был сформирован только к концу IV века. Новый Завет состоит из 27 книг в следующих разделах:

  • Евангелие;
  • Деяния святых апостолов (одна книга);
  • Послания апостолов;
  • Откровение (одна книга).

Непосредственно видения и пророчества представлены в разделе пророческих книг Ветхого Завета и в Новом Завете книгой Откровение.

Пророческие книги расположены в Ветхом Завете в порядке значимости, в разных канонах очередность книг отличается. Если же поставить пророков в хронологическом порядке, то получится следующий список, состоящий из 3 отделов: допленные пророки, времени пленения и послепленные[3]:

I. Довавилонский период

1. Иона между 793-753 гг. до Р.Х. при Иеровоаме II

2. Амос 770-750 гг. до Р.Х. при Иеровоаме II, Озии.

3. Осия 760-725 гг. до Р.Х. при Иеровоаме II, Озии

Иоафаме, Ахазе и Езекии

4. Исаия 740-690 гг. до Р.Х. при Озии, Иоафаме, Ахазе, Езекии

5. Михей 740-695 гг. до Р.Х.  при Иоафаме, Ахазе, Езекии

6. Софония 639-621 гг. до Р.Х. при Иосии

7. Наум 621-612 гг. до Р.Х. при Иосии

II. Вавилонский период

8. Иеремия между 625-586 гг. до Р.Х. при Иосии, Иоакиме, Седекии

9. Аввакум 608-597 гг. до Р.Х.

10. Авдий около 586 г. до Р.Х.

11. Иезекииль между 592-571 гг. до Р.Х. в Вавилонии

12. Даниил 597-539 гг. до Р.Х. в Вавилонии до 3-го года Кира

III. Персидский период

13. Аггей 520 гг. до Р.Х. при Дарии Гистаспе

14. Захария между 520-515 гг. до Р.Х.

15. Иоиль 500-450 гг. до Р.Х.

16. Малахия 460-430 гг. до Р.Х.

Единственной пророческой книгой Нового Завета является Откровение. Эта книга повествует о судьбах мира и Церкви вплоть до второго пришествия Иисуса Христа, чем и привлекает внимание к себе взоры и верующих христиан, и просто пытливых мыслителей, на протяжении всей новозаветной истории человечества пытающихся разгадать смысл и значение загадочных видений, описанных в ней.[4]

Когда человек изучает Новый Завет и приступает к Откровению, он чувствует себя перенесенным в иной мир. Эта книга вовсе непохожа на остальные книги Нового Завета. Откровение не только отличается от других новозаветных книг, оно и чрезвычайно сложно для понимания современного человека, и потому его часто или оставляли без внимания, как непонятное писание, или же использовали его для составления небесных хронологических таблиц и графиков того, что когда произойдет.

Нельзя закрывать глаза на трудности Откровения: это самая трудная книга Библии, но ее изучение чрезвычайно полезно, потому что в ней содержится горящая вера христианской Церкви в эпоху, когда жизнь была сплошной агонией, а люди ждали конца известного им неба и земли, но все же верили, что за ужасами и человеческой яростью – слава и сила Божья.[5]

 


[1] Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету. Комментарии на Откровение Иоанна http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu=27_1

[2] Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова http://lib.pravmir.ru/library/readbook/44#

[3] Киевская Духовная Семинария. Конспект по Ветхому Завету http://www.pravlib.ru/kds1.htm

[4] Архиепископ Аверкий (Таушев). Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/apokalipsis/averky_apokalipsis_02g-all.shtml

[5] Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету. Комментарии на Откровение Иоанна http://azbyka.ru/otechnik/?Biblia/kommentarii-k-novomu-zavetu=27

No votes yet.
Please wait...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code